Абхазская православная церковь официально заявила о своем отделении от Грузинского Патриархата. В Тбилиси считают, что это заявление сделала "группа самозванцев". Эксперты считают, что Абхазская церковь де-юре давно самостоятельна.
Вечером во вторник, 15 сентября, Абхазская православная церковь официально заявила о своем отделении от грузинской церкви. Об этом сообщает РИА Новости, со ссылкой на слова и.о. управляющего Сухумо-Абхазской епархией иерея Виссариона.
Иерей Виссарион. Фото с сайта blagovest-info.ru
"После окончания грузино-абхазской войны мы, православные священники Абхазии, неоднократно заявляли о себе и обращались во все высшие православные инстанции, но все они молчали, поскольку не хотели портить отношения с грузинской епархией", – цитирует агентство слова Виссариона.
По словам иерея, ранее во вторник в Сухумском кафедральном соборе состоялось собрание всех церковных служителей епархии, на котором было принято данное решение. "Сухумо-Абхазская епархия с 1943 года подчинялась грузинскому католикосату и территория Абхазии была насильственно приобщена к Грузинской церкви, сегодня же мы можем заявить о своей самостоятельности", – сказал он.
пелляция к Москве
Иерей Виссарион сообщил, что будет восстановлена Абхазская поместная церковь с двумя епархиями – Пицундской и Сухумской. В Пицунде раньше находился главный кафедральный собор. "Мы намерены также обратиться к Московскому патриархату, к главе Русской православной церкви за помощью", – добавил священнослужитель.
Впрочем, Русская православная церковь неоднократно подчеркивала, что признает каноническую территорию Грузинской церкви. По словам главы Отдела внешних связей Московского патриархата архиепископа Волоколамского Иллариона, изменения политических границ не означают изменение церковных канонических границ.
"Пока никаких документов, никакой официальной информации по этому вопросу Русская православная церковь не получала", – сказал сегодня замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. В Московском патриархате, по его словам, считают призванием и грузинских, и абхазских священнослужителей "содействовать примирению и развитию нормальных взаимоотношений" между двумя народами.
Реакция Грузии
Грузинский патриархат уже сообщил, что не признает самостоятельности Абхазской церкви. "Мы не воспринимаем серьезно данное заявление. Это группа самозванцев, члены которой называют себя настоятелями Абхазской православной церкви. Независимость Абхазской православной церкви не признает ни одна из 15 православных церквей и в том числе российская", – заявил руководитель пресс-службы патриархии, отец Давид Шарашенидзе.
Илиа II. Фото с сайта km.ru
Аналогичным образом высказался и Каталикос-Патриах Всея Грузии Илиа II . "Заявление духовных лиц Абхазии – несерьезное заявление. И мы серьезно не должны принимать его. Никто не имеет право объявить независимость без главной церкви", – уверен иерарх.
Сильнейшая неприязнь
"Абхазская церковь уже давно существует отдельно от Грузии", – сказал GZT .RU заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. Непризнанная Сухумско-Абхазская епархия существует с 1993 года, напомнил политолог.
До начала вооруженного конфликта большинство священнослужителей в приходах республики были этническими грузинами. И все они покинули территорию Абхазии вместе с другими грузинскими беженцами. В результате в непризнанной республике осталось всего четыре священника. Именно они и основали Сухумско-Абхазскую епархию, утверждает Маркедонов.
В результате сегодня большинство священнослужителей в Абхазии довольно молодые, в основном они родились в 70-х годах прошлого века. Понятно, что в таких условиях священнический корпус республики не чувствует себя чем-либо связанным с Грузинским патриархатом.
"Грузины пытаются всех убедить, что за всем стоит Москва. Но это не так. Абхазы гораздо более нетерпимо относятся к грузинам, чем русские. В отличие от какого-нибудь чиновника в российском МИДе, которому, по большому счету, наплевать на Грузию, абхазы это государство действительно ненавидят. Они не хотят с ним иметь ничего общего", – подытожил политолог.
орестное известие
"Для Русской православной церкви всегда горестно известие о нарастании отчуждения между двумя народами. Особенно горько, если речь идет о двух православных народах", – прокомментировал известие об отделение Абхазской церкви протодиакон, профессор Московской духовной академии отец Андрей Кураев .
Отец Андрей согласен с Маркедоновым в том, что декларация Сухумско-Абхазской лишь официально провозглашает то, что уже 18 лет имеет место в жизни Абхазии. "Никакие распоряжения из Тбилиси по церковной линии в эту республику не приходили и не исполнялись. Иначе говоря, фактически эта церковь уже давно была самостоятельной", – утверждает Кураев.
Однако, по словам отца Андрея, поскольку никаких официальных заявлений о самостоятельности Абхазской церкви ранее не делалось, Илиа II имел возможность не предпринимать никаких мер по отношению к непослушным ему абхазским священникам. "При этом патриарх сопротивлялся давившим на него грузинским националистам, которым кажется, что абхазскую проблему можно решить силой", – добавил Кураев.
Ответные меры
В тоже время толерантное отношение Илии II к абхазской церковной жизни позволяло и Московской патриархии спокойно принимать у себя священников из Абхазии, служить и молиться вместе с ними. Однако сделанное вчера абхазской церковью заявление способно спровоцировать жесткую реакцию грузинской патриархии. Дело может дойти до того, что абхазских священников, подписавших эту декларацию, лишат сана. Русской православной церкви сложно будет оспорить это решение. Поэтому в ближайшей перспективе кризис, скорее всего, будет углубляться, считает отец Андрей.
"Я же полагаю, что в будущем эта ситуация может привести к активизации диалога между церквями. Им придется сесть за стол переговоров. До сегодняшнего дня грузинская патриархия утверждала, что повода для переговоров нет", – полагает священник.
Выход из тупика
"Лично я полагаю, что выход из сложившейся ситуации может быть только один: обращение Грузинского патриарха к Московскому с просьбой взять во временное управление церковную жизнь Абхазии. Такая практика существовала в средние века. Например, когда во времена существования Арабского халифата или турецкого господства на Ближнем Востоке, Константинополь назначал патриарха египетского. Однако тот в военных условиях не мог пересечь линия фронта и отправиться в Египет. Тогда он из Константинополя отправлял письмо Иерусалимскому патриарху с просьбой стать его временным наместником на территории Египта. В нынешних условиях Московский патриарх мог бы стать наместником Грузинского в Абхазии для того, чтобы не лишать жителей этой республики возможности вести нормальную церковную жизнь", – подытожил Кураев.
Posted on Wed, 16 Sep 2009 16:34:32 +0400 at
http://gzt.ru/topnews/world/260627.html
Author: mail@gzt.ru (Артем Кобзев )