05-10-2009, 23:22
Президент Дмитрий Медведев упразднил Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, деятельность которой так и не стала эффективной. Теперь его функции переданы Минэкономразвития, однако по сути это ничего не изменит.
Российский президент Дмитрий Медведев упразднил Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), его функции переданы Минэкономразвития, сообщает пресс-служба Кремля. Решение об упразднении РосОЭЗ принято "в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти", отмечается в сообщении.
Теперь заниматься особыми экономическими зонами будут два департамента, которые специально для этого планируется создать в Минэкономразвития, рассказали в министерстве РИА "Новости". Кто возглавит эти департаменты, пока неизвестно. Однако уже сейчас понятно, что кардинальных изменений после передачи функций РосОЭЗ в МЭРТ ждать не стоит.
Типовые зоны Особая экономическая зона представляет собой часть территории России, в пределах которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (в частности, специальные льготные налоговые условия), а также создается режим свободной таможенной зоны. В настоящее время в России действуют ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. В настоящее время в России строятся 13 ОЭЗ (2 промышленно-производственного типа, 4 технико-внедренческого и 7 туристско-рекреационного). При этом на создание инфраструктуры особых экономических зон до 2010 года государство было намерено потратить около 150 млрд рублей.
Приманка для инвесторов
Первые экономические зоны начали появляться в России в 2005 году. Тогда же для управления этими зонами – отбора заявок на создание ОЭЗ, регистрацию резидентов и т.д. – было создано и специальное федеральное агентство, находившееся в ведении Министерства экономического развития (проект по созданию ОЭЗ продвигал тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф). Целью создания особых экономических зон являлось обеспечение максимально благоприятного режима для привлечения инвестиций в российскую экономику. Однако в полную силу механизм так и не заработал.
На конец 2007 года, по данным Минэкономразвития, в технико-внедренческих зонах было зарегистрировано 42 резидента, из которых лишь трое приступили к работе, а в промышленно-производственных зонах таких компаний оказалось 10 и 2 соответственно.
Год спустя ситуация практически не изменилась. Особые экономические зоны развиваются слишком медленно, отмечала Генпрокуратура осенью 2008 года. Например, на тот момент резиденты появились лишь в двух из семи зонах туристско-рекреационного типа, а в зоне технико-внедренческого типа в Москве – лишь 11 предприятий, из которых действовать начал лишь один резидент.
Кадровый круг
Тем временем начиная с 2005 года в РосОЭЗ сменилось уже три руководителя. Экс-замглавы Минэкономразвития Юрия Жданова сменил бывший глава Роснедвижимости Михаил Мишустин, а его в свою очередь – заместитель Мишустина Андрей Алпатов. Теперь же функции РосОЭЗ переданы в Минэкономразвития.
Но существенного ускорения реализации проекта после передачи функций РосОЭЗ в МЭРТ ждать не стоит, говорит GZT .RU директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. Несмотря на то что агентство было самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, в той конфигурации, которую реализовали в 2005 году, оно все равно являлось подведомственным МЭРТу органом, отмечает эксперт. Поэтому сейчас проект будут по сути реализовывать те же самые люди, а значит, ситуация не изменится.
А упразднение РосОЭЗ, по мнению Николаева, предопределила заинтересованность МЭРТа в большем количестве функций. "Это закон выживаемости бюрократических структур: больше функций означает увеличение численности чиновников, а значит, и финансирования", – говорит эксперт.
Рабочий стимул
Тот факт, что работа по развитию особых экономических зон осуществляется недостаточно эффективно, признал и Дмитрий Медведев. "Вы простимулируйте коллег, чтобы активнее работали", – поручил он главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной во время рабочей встречи в понедельник, 5 октября, отметив, что в мировой практике такие зоны полностью раскрывают свой потенциал за семь – десять лет.
За почти пять лет действительно мог быть определенный результат, однако сейчас экономические зоны работают неэффективно, говорит Игорь Николаев, отмечая, что в драйверов экономического развития эти территории так и не превратились.
Наибольшие проблемы, по мнению эксперта, существуют с созданием зон туристско-рекреационного типа, немногим лучше обстоит дело с зонами технико-внедренческого типа. Создание инфраструктуры – это лишь вспомогательный инструмент, объясняет Игорь Николаев неэффективное развитие ОЭЗ. Основной стимул внедрения новых технологий – высокая конкуренция. А когда она невысокая, то инновации и технические новшества компаниям не нужны, отмечает эксперт.
Posted on Mon, 05 Oct 2009 21:47:12 +0400 at http://gzt.ru/topnews/economics/264283.html
Author: mail@gzt.ru (Наталья Гайдаш)
Российский президент Дмитрий Медведев упразднил Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), его функции переданы Минэкономразвития, сообщает пресс-служба Кремля. Решение об упразднении РосОЭЗ принято "в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти", отмечается в сообщении.
Теперь заниматься особыми экономическими зонами будут два департамента, которые специально для этого планируется создать в Минэкономразвития, рассказали в министерстве РИА "Новости". Кто возглавит эти департаменты, пока неизвестно. Однако уже сейчас понятно, что кардинальных изменений после передачи функций РосОЭЗ в МЭРТ ждать не стоит.
Типовые зоны Особая экономическая зона представляет собой часть территории России, в пределах которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (в частности, специальные льготные налоговые условия), а также создается режим свободной таможенной зоны. В настоящее время в России действуют ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. В настоящее время в России строятся 13 ОЭЗ (2 промышленно-производственного типа, 4 технико-внедренческого и 7 туристско-рекреационного). При этом на создание инфраструктуры особых экономических зон до 2010 года государство было намерено потратить около 150 млрд рублей.
Приманка для инвесторов
Первые экономические зоны начали появляться в России в 2005 году. Тогда же для управления этими зонами – отбора заявок на создание ОЭЗ, регистрацию резидентов и т.д. – было создано и специальное федеральное агентство, находившееся в ведении Министерства экономического развития (проект по созданию ОЭЗ продвигал тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф). Целью создания особых экономических зон являлось обеспечение максимально благоприятного режима для привлечения инвестиций в российскую экономику. Однако в полную силу механизм так и не заработал.
На конец 2007 года, по данным Минэкономразвития, в технико-внедренческих зонах было зарегистрировано 42 резидента, из которых лишь трое приступили к работе, а в промышленно-производственных зонах таких компаний оказалось 10 и 2 соответственно.
Год спустя ситуация практически не изменилась. Особые экономические зоны развиваются слишком медленно, отмечала Генпрокуратура осенью 2008 года. Например, на тот момент резиденты появились лишь в двух из семи зонах туристско-рекреационного типа, а в зоне технико-внедренческого типа в Москве – лишь 11 предприятий, из которых действовать начал лишь один резидент.
Кадровый круг
Тем временем начиная с 2005 года в РосОЭЗ сменилось уже три руководителя. Экс-замглавы Минэкономразвития Юрия Жданова сменил бывший глава Роснедвижимости Михаил Мишустин, а его в свою очередь – заместитель Мишустина Андрей Алпатов. Теперь же функции РосОЭЗ переданы в Минэкономразвития.
Но существенного ускорения реализации проекта после передачи функций РосОЭЗ в МЭРТ ждать не стоит, говорит GZT .RU директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. Несмотря на то что агентство было самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, в той конфигурации, которую реализовали в 2005 году, оно все равно являлось подведомственным МЭРТу органом, отмечает эксперт. Поэтому сейчас проект будут по сути реализовывать те же самые люди, а значит, ситуация не изменится.
А упразднение РосОЭЗ, по мнению Николаева, предопределила заинтересованность МЭРТа в большем количестве функций. "Это закон выживаемости бюрократических структур: больше функций означает увеличение численности чиновников, а значит, и финансирования", – говорит эксперт.
Рабочий стимул
Тот факт, что работа по развитию особых экономических зон осуществляется недостаточно эффективно, признал и Дмитрий Медведев. "Вы простимулируйте коллег, чтобы активнее работали", – поручил он главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной во время рабочей встречи в понедельник, 5 октября, отметив, что в мировой практике такие зоны полностью раскрывают свой потенциал за семь – десять лет.
За почти пять лет действительно мог быть определенный результат, однако сейчас экономические зоны работают неэффективно, говорит Игорь Николаев, отмечая, что в драйверов экономического развития эти территории так и не превратились.
Наибольшие проблемы, по мнению эксперта, существуют с созданием зон туристско-рекреационного типа, немногим лучше обстоит дело с зонами технико-внедренческого типа. Создание инфраструктуры – это лишь вспомогательный инструмент, объясняет Игорь Николаев неэффективное развитие ОЭЗ. Основной стимул внедрения новых технологий – высокая конкуренция. А когда она невысокая, то инновации и технические новшества компаниям не нужны, отмечает эксперт.
Posted on Mon, 05 Oct 2009 21:47:12 +0400 at http://gzt.ru/topnews/economics/264283.html
Author: mail@gzt.ru (Наталья Гайдаш)