Переговоры о поставках энергоресурсов в Поднебесную сдвинулись с мертвой точки
Вчерашний визит российского премьера Владимира Путина в Китай оправдал ожидания отечественных энергетиков. После многолетних переговоров с Пекином "Роснефть" подписала соглашение о строительстве нефтеперерабатывающего завода, а " Газпром " — меморандум о поставках газа.
Правда, решить главную проблему монополии пока так и не удалось: переговоры о цене на российский газ перенесены на начало следующего года. Одним из главных итогов прошедших переговоров стало подписание соглашения о строи- тельстве нефтеперерабатывающего завода ( НПЗ) в Тяньцзине. Предполагается, что мощность НПЗ составит 200 тыс. баррелей в сутки (10 млн тонн в год), общий объем инвестиций — около $3 млрд. Точные параметры проекта стороны обещали озвучить после завершения работы над технико-экономическим обоснованием. В сентябре глава "Роснефти" Сергей Богданчиков заявлял, что разработка технико-экономического обоснования закончена. Теперь компания ждет результатов китайской госэкспертизы.
Завод и 500 АЗС
Вчера представители муниципальных властей города Тяньцзинь заявили, что разрешение на сооружение НПЗ может быть выдано компаниям уже в конце текущего года. По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, стройка стартует в 2010 году. Ввод завода в эксплуатацию ожидается спустя два года.
Идея строительства НПЗ в Китае была озвучена " Роснефтью " еще три года назад. После двух лет переговоров, в ноябре 2007 года, компании создали СП " Китайско-российская восточная нефтехимическая компания " ( " Роснефть " — 49%, PetroChina, " дочка " CNPC , — 51%). Тогда проект оценивался вдвое дороже — почти в $ 6 млрд. Правда, помимо строительства НПЗ партнеры предполагали приобрести в Китае еще около 300 АЗС. Однако дальше декларации намерений дело так и не пошло. Февральский визит Игоря Сечина в Пекин также не принес конкретных результатов. Источники, близкие к компаниям, сообщали, что стороны не могут сойтись в оценке стоимости проекта:
CNPC предлагала увеличить финансирование, в то время как " Роснефть " , имеющая самую большую долговую нагрузку среди российских нефтяников, на рост инвестиций не соглашалась. Однако, судя по всему, российской компании пришлось уступить китайским партнерам: вчера Игорь Сечин сообщил журналистам, что подписанное соглашение предполагает строительство от 300 до 500 АЗС на территории Китая. А значит, предполагаемая стоимость проекта может увеличиться более чем вдвое.
Пойти на уступки Пекину пришлось и в вопросе сотрудничества на территории России. СП " Восток энерджи " , учрежденное " Роснефтью " и CNPC в 2006 году для совместной разработки российских недр, до сих пор сумело получить в собственность только два небольших участка в Иркутской области. Вчера обещания российской стороны расширить сотрудничество в проектах добычи и переработки нефти были зафиксированы документально.
Еще одним начинанием " Роснефти " в Китае может стать экспорт нефтепродуктов. " Мы рассматриваем возможность организации перевозок с некоторых НПЗ в Китай за счет железнодорожного транспорта " , — сообщил вчера журналистам Сечин. Когда ожидается начало поставок и в каких объемах планируется экспортировать в Китай российские нефтепродукты, вице-премьер не сказал. Однако, по предварительным прогнозам китайских экспертов, к 2020 году дефицит нефтепродуктов в этом регионе составит 20,76 млн тонн.
Бесценный газ
Результатом прошедших встреч стало подписание очередного рамочного соглашения между " Газпромом " и CNPC . Документ предусматривает поставки топлива по двум направлениям: западному ( из Западной Сибири по планируемому газопроводу " Алтай " ) и восточному ( из ресурсной базы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Сахалинского шельфа по ответвлению от Сахалин — Хабаровск — Владивосток). Общий объем экспорта ожидается на уровне 68 млрд кубометров в год. Конечные объемы поставок газа будут определены в контракте, который, по словам Сечина, может быть подписан компаниями уже в середине 2010 года. Тогда же наконец будет закрыт главный вопрос российско-китайской дискуссии последних лет — цены на экспортируемое топливо. Вчера прийти к соглашению по этому вопросу главе " Газпрома " Алексею Миллеру снова не удалось. Новый раунд переговоров о стоимости российского газа должен состояться в начале 2010 года.
Однако достигнуть согласия с китайцами " Газпрому " , судя по всему, будет непросто.
" Покупатель, когда хочет купить крупную партию, запрашивает низкую цену. Китайцы запросили минимальную цену " , — посетовал в разговоре с " Газетой " источник в " Газпроме " . При этом у Поднебесной широкое поле для маневра: она уже договорилась о ежегодных поставках 40 млрд кубометров газа из Туркмении ( экспорт должен начаться с начала следующего года).
Переговоры о поставках газа в Китай " Газпром " ведет уже несколько лет. Первоначально планировалось, что через газопровод " Алтай " поставки голубого топлива в Поднебесную начнутся уже в 2011 году. Но вопрос о цене завел переговоры в тупик. " Газпром " настаивал на принципе равнодоходности, согласно которому прибыль от продажи газа по любому направлению должна быть сопоставима с доходами, получаемыми монополией от экспорта топлива в Европу ( за вычетом транспортных расходов). При этом формула цены, как посчитали в " Газпроме " , должна быть привязана к стоимости корзины нефтепродуктов в Японии. Китай же предлагал привязывать цену газа к цене на уголь. Пекину, контролирующему 50% мировой добычи угля, такой подход позволил бы фактически влиять на величину контрактной цены на газ.
Позиция " Газпрома " на предстоящих переговорах, похоже, осталась неизменной. " Ценообразование будет построено на практике поставок газа на экспорт, которая есть у " Газпрома " , — сообщил вчера журналистам Алексей Миллер. Если главе " Газпрома " удастся убедить китайскую сторону в целесообразности такого подхода, газ в Поднебесную пойдет в 2014— 2015 годах, сообщил Игорь Сечин.
Расширение транспортного цеха
Сегодня Россия и Китай планируют подписать соглашение о строительстве во Владивостоке суперверфи, сообщил замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров. На верфи планируется строить плавучие буровые платформы.
Проект уникальный: на верфи смонтируют подъемный кран грузоподъемностью 20 тыс. тонн. Это позволит собирать значительную часть платформ на берегу и только потом спускать их на воду. Общая сумма инвестиций в проект, в котором помимо российской стороны предполагается участие китайско-сингапурской компании, — около $ 200 млн. Участие иностранной стороны, по словам Мантурова, должно составить не менее 25% общей суммы инвестиций, однако доля может быть увеличена до $ 100 млн.
Также в следующем году Россия и Китай окончательно определят конфигурацию совместно разрабатываемого тяжелого вертолета. Мантуров напомнил, что две страны продолжают и исследование рынка широкофюзеляжных самолетов, после чего Москва и Пекин должны принять решение о возможности совместной разработки и строительства такого самолета. Кроме того, Россия и Китай планируют сотрудничать в строительстве скоростных и высокоскоростных железных дорог на территории России, сообщил вчера министр транспорта Игорь Левитин. Высокоскоростные дороги Россия планирует построить между Москвой и Нижним Новгородом и между Москвой и Сочи. Скорость движения поездов на таких дорогах может достигать 350 км/ ч.
Китайская сторона обладает технологиями строительства таких магистралей и локомотивов, отметил Левитин. Если соответствующее соглашение будет достигнуто, Россия готова рассматривать вопрос о создании совместного производства таких поездов на российской территории, заявил министр.
Каким вы видите будущее российско-китайской дружбы?
Михаил Мейер, директор Института стран Азии и Африки
В будущем я вижу российско-китайское сотрудничество, но совсем не обязательно дружбу как таковую. Сотрудничество — это более серьезный термин. Естественно, я имею в виду больше прагматики — с учетом и наших собственных интересов, и интересов Китая. Кстати, эти интересы довольно-таки сложно укладываются в одну корзину.
Ведь нельзя сказать, что население России, особенно ее восточных районов, очень радуется наплыву китайцев. Да, есть места, где китайцы дают русским работать, и там отношения более или менее нормальные. А вот там, где они у русских отнимают работу, вряд ли будет стопроцентная дружба.
К сожалению, у нас уменьшается население вообще и увеличивается процент неработающего населения в частности, поэтому возникают демографические дыры. Наши страны сейчас выступают в качестве стратегических партнеров, и это самое лучшее, что можно было придумать.
А вот вести речь о некоем военном союзе с Китаем сейчас, по-моему, просто нецелесообразно, потому что сегодня идет разрядка в международном ключе. У нас должны быть хорошие экономические отношения и взаимное понимание вопросов общей стратегии политической ситуации, которая существует в мире. Это и есть та основа, на которой мы могли бы базировать наше дальнейшее сотрудничество.
Андрей Козырев, министр иностранных дел в 1991—1996 годах
Главное — чтобы это не была идеологическая дружба. Надеюсь, что в отношениях между нашими странами будет присутствовать практицизм. Некоторые экстремисты говорят, что, дескать, Сибирь когда-то принадлежала Китаю.
Что ж, сумасшедших везде много, есть они и у нас. Но главным является то, что это сегодня не отражает политику Китая как государства. Из этого нам и надо исходить. Пока у власти в Китае находится нынешняя элита, наши отношения будут развиваться благоприятно для России.
Другое дело, как будет, если там произойдет смена элит. Хотя то же самое относится и к нам… Россия сейчас находится в удивительно благоприятном внешнем окружении. Идеологическая элита, опасная как своей дружбой, так и враждой, сменилась в Китае на прагматическую, что даже нас самих гарантирует от своих же собственных соблазнов.
Периодически у нас возникает соблазн создать с Китаем некий антиамериканский или антизападный блок, а они спокойно и культурно отодвигают нашу неуравновешенность. Это удивительно: впервые за много сотен лет у нас такие соседи. Со всей своей мощью они могли бы представлять серьезную угрозу, но являются стабилизирующим фактором.
Михаил Маргелов, председатель комитета Совета федерации по международным делам
Светлым. А если серьезно, то такие понятия, как "дружба" или "союзничество", — это понятия внешней политики ХIХ— ХХ веков. В наши дни вполне достаточно взаимовыгодного прагматического партнерства.
И чем более безэмоциональным и более практичным будет такое сотрудничество, тем дольше оно продлится и тем больше им будут довольны оба партнера. Сейчас есть основания для такого сотрудничества. В сфере наших российских конкурентных преимуществ как раз лежат те группы товаров и услуг, которые нужны КНР. Напомню, что КНР — крупнейший в Азии покупатель газа, а Россия — крупнейший экспортер газа в регионе, который, продавая газ в Китай, к тому же избавляется от своей традиционной проблемы с Евросоюзом — наличия транзитных воровских устремлений со стороны некоторых стран-транзитеров. Я уже не беру в расчет такие очевидные сферы сотрудничества, как военно-техническое сотрудничество, космос, атомная промышленность, ядерная энергетика, высокие технологии и так далее. Но даже по такой традиционной статье нашего экспорта и китайского импорта, как газ, мы друг другу чрезвычайно интересны.
Да, иногда раздаются голоса, что Россия — это, дескать, сырьевой придаток. Знаете, в этом мире сырьевыми придатками можно походя назвать достаточно много стран — от Норвегии до Саудовской Аравии.
То, что страна продает сырье и эта продажа является одним из ее основных экспортных товаров, совсем не значит, что страна не развивается. Скажем, та же Норвегия — один из европейских лидеров в сфере высоких технологий. Самое важное — чтобы и мы, и КНР не предъявляли друг к другу завышенных ожиданий.
Не нужно любви, давайте оставим это женам и детям. Нам нужно спокойное и прагматическое сотрудничество.
Posted on Wed, 14 Oct 2009 05:22:15 +0400 at
http://gzt.ru/topnews/economics/266308.html
Author: mail@gzt.ru (Gzt.Ru)