Европейские потребители задолжали "Газпрому" порядка $2,5 млрд. Однако, ссылаясь на украинский прецедент, покупатели российского газа рассчитывают, что им удастся избежать выплаты штрафов.
Европейские клиенты "Газпрома" выкупили на 10 млрд кубометров газа меньше (порядка 7%), чем указано в минимальных контрактных обязательствах. Таким образом, вместо 150 млрд кубометров они выкупили 140 млрд кубометров газа, пишет в понедельник, 26 октября, The Wall Street Journal . В то же время система "бери или плати" (take or pay), предусмотренная долгосрочными контрактами, предполагает, что за невыбранный газ покупатели должны платить штрафы поставщику. По подсчетам аналитиков, опрошенных WSJ , объем штрафов оценивается в сумму порядка $2,5 млрд. В числе крупнейших покупателей "Газпрома" компании Sonatrach, StatoilHydro и другие.
Система "Бери или плати" Принципы долгосрочных договоров придумал не "Газпром", они были введены в период, когда производители нуждались в долгосрочных соглашениях со стабильными ценами, привязанными к цене на нефть. Это позволяло производителям направлять больше денег на развитие бизнеса. Тогда же был введен принцип "бери или плати" (take or pay), предусматривающий штрафные санкции в случае недобора газа.
ороткие соглашения
Столь существенный недобор газа европейскими компаниями объясняется несколькими причинами. Во-первых, цены на газ в 2009 году существенно снизились, чему в немалой степени способствовало перенасыщение спотовых рынков [краткосрочные контракты. – GZT .RU ]. К примеру, на британской спотовой площадке National Balancing Point ( NBP ) в августе цены снизились на 40 пенсов за терм со 100 пенсов за терм в июне 2008. Отмечалось удешевление газа и на бельгийской площадке Zeebrugge. Кроме того, свою лепту внесла теплая погода, установившаяся этой осенью в Европе, вкупе с финансовым кризисом, который привел к снижению спроса на газ.
В результате покупатели "Газпрома" всерьез задумались о целесообразности самой практики долгосрочных контрактов, обращая внимание на то, что в условиях кризиса выгоднее заключать краткосрочные соглашения.
краинский прецедент
Тем не менее обязательств по существующим долгосрочным контрактам пока еще никто не отменял. Источник WSJ в "Газпроме" сообщил изданию, что компания будет настаивать на выплате штрафов.
По мнению аналитиков, опрошенных The Wall Street Journal, в случае отказа потребителей платить "Газпром" ждут серьезные финансовые потери. "Это могут быть миллиарды долларов, которые недополучит российский газовый монополист", – отмечает Джонатан Штерн из оксфордского Института энергетических исследований.
Однако настроения потребителей свидетельствуют о том, что они не горят желанием платить. В частности, они апеллируют к "украинскому прецеденту", когда Россия милостиво разрешила Украине не платить штрафы за недобор газа.
"У нас сейчас Украина не берет объем газа… Мы прощаем эти штрафы, потому что исходим из реалий: им нечем платить. Они находятся в предбанкротном состоянии, а вы прекрасно понимаете: нельзя партнеров добивать", – заявил премьер-министр Владимир Путин еще в марте этого года. Причем из месяца в месяц эта ситуация повторялась. В первом квартале, согласно контракту, была предусмотрена поставка 5 млрд кубометров газа, реально же Украина импортировала почти вдвое меньше – 2,8 млрд кубометров. Во втором квартале вместо 10 млрд кубометров было выбрано 5,7 млрд кубометров. По оценкам украинских властей, сумма штрафов, которые "Газпром" может предъявить "Нафтогазу", составляет порядка $5,25 млрд.
алеть, но не всех
По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, апеллирование к опыту Украины выглядит довольно странно. "Если кому-то подарили конфетку, это не означает, что должна выстроиться очередь из всех детей мира, а здесь логика примерно такая", – говорит эксперт. Кроме того, по его мнению, пока официального решения по "Нафтагазу" принято не было. "Поквартально мы штрафы с Украины не взяли, но в договор этот пункт не внесли, пока это только доброе обещание Путина. Насколько оно будет реализовано, пока непонятно", – подчеркнул Симонов.
Еще один момент, на который обращает внимание Константин Симонов, касается размера штрафов. "В Европе на системе долгосрочных контрактов люди съели не одну собаку, поэтому я не исключаю, что суммы будут не такими фантастическими, как сейчас это описано. По ряду контрактов существует возможность переноса объемов поставок на следующий год. Кроме того, в отличие от украинских соглашений, в Европе почти все контракты закрываются по итогам года", – говорит эксперт.
Posted on Mon, 26 Oct 2009 18:22:00 +0300 at
http://www.gzt.ru/topnews/economics/268523.html
Author: mail@gzt.ru (Наташа Говорова)