На минувших выходных в Лондоне прошла встреча министров финансов стран " большой двадцатки " . Мероприятие стало генеральной репетицией перед саммитом " большой двадцатки " на уровне глав государств, который пройдет в американском Питсбурге в конце сентября. Уже сейчас ясно, что на сентябрьской встрече высших руководителей снова проявятся разногласия.
Страны — участницы мирового элитного клуба выходят из кризиса по разному, у каждой имеются свои особенности функционирования национальной экономики. На лондонском саммите министров финансов стороны разошлись во мнении по главному вопросу: пришло ли уже время государствам прекращать непосредственное вмешательство в экономические процессы и сворачивать антикризисные меры, то есть готовить так называемые exit strategies ( стратегии выхода), или еще не пришло.
Выходить или не выходить
За сворачивание антикризисных мер высказывались Франция и Германия. В этих странах ВВП уже вышел в небольшой плюс и видны первые признаки восстановления экономики. Теперь немцы и французы просят всех участников " большой двадцатки " ответить на вопросы: как будет выводиться из экономики излишняя денежная масса, введенная в период государственного стимулирования, как будет осуществляться переход от докризисного и кризисного финансового регулирования к посткризисному, а также как избежать возможной высокой волатильности на рынках в этот период.
Против сворачивания антикризисных мер выступают США, Великобритания, а также страны БРИК ( Бразилия, Россия, Индия, Китай). Последние победили: в итоговом коммюнике саммита в Лондоне было зафиксировано решение продолжать государственное стимулирование экономики.
" Мы продолжим решительно предпринимать необходимые шаги по финансовой поддержке и принимать расширенные монетарные и фискальные меры до тех пор, пока не будет достигнуто стабильное восстановление " , — говорится в документе, который озвучил хозяин встречи — министр финансов Великобритании Алистэр Дарлинг.
Спустил некоторых министров финансов с небес на землю директор распорядитель Международного валютного фонда ( МВФ) Доминик СтроссКан. Выступая перед журналистами, глава фонда призвал не спешить радоваться преодолению кризиса: безработица, несмотря на признаки оживления, продолжает расти и в ближайший год достигнет своего пика. А это самое болезненное социальное последствие кризиса. " Все согласны, что эти стратегии надо обсуждать и готовить, но не применять их сейчас " , — заявил СтроссКан.
Глава российского Минфина Алексей Кудрин выступил примерно в том же ключе. По его словам, Россия пока будет продолжать реализацию антикризисной стратегии из-за значительного дефицита бюджета и зависимости экономики от фискальных мер. Кудрин, впрочем, сообщил, что российское правительство уже разрабатывает пути постепенного отказа от антикризисной стратегии.
Готовить exit strategies рано или поздно все равно придется. Для этого страны " большой двадцатки " совместно с МВФ и Советом по финансовой стабильности ( СФС) разработают принципы отказа от антикризисных программ. Ослабление госучастия в экономике в каждом отдельном государстве будет происходить в зависимости от экономической ситуации в стране, однако принципы эти должны носить скоординированный характер.
Премировать или не премировать
Что касается бонусов руководителям крупных коммерческих компаний, прежде всего банков, которые получили господдержку в условиях кризиса, то в видении этой проблемы стороны также разошлись.
Перед саммитом семь государств Евросоюза подписали специальный документ, где призвали " двадцатку " ограничить подобные премиальные выплаты. Великобритания и США заняли более мягкую позицию по этому вопросу и одержали верх. В итоговом коммюнике стороны поручили СФС разработать новые правила выплаты бонусов и связать денежное вознаграждение топменеджерам с долговременными результатами работы компаний. Правила должны быть представлены на саммите лидеров " большой двадцатки " .
Премиальные выплаты должны стать прозрачнее, а кроме того, должны быть выработаны глобальные стандарты по структуре бонусных выплат и возможность их отзыва в зависимости от показателей деятельности компаний и их руководителей. А за выплатами должен быть установлен соответствующий надзор. И хотя выплаты премий предлагается осуществлять только через несколько лет, когда будет очевиден позитивный результат, никаких границ бонусов, как того требуют Германия и Франция, установлено не будет. Однако премии предполагается выплачивать не деньгами, а акциями компаний. Таким образом, финансовое положение менеджеров все же будет напрямую зависеть от успеха их компаний.
Пересматривать или не пересматривать
Перед встречей в Лондоне министры финансов стран БРИК еще раз призвали перераспределить квоты в МВФ в пользу развивающихся стран на семь процентных пунктов, во Всемирном банке — на шесть пунктов. Таким образом, по их мнению, ситуация станет справедливой, поскольку квоты в организациях формировались в условиях, когда развивающиеся страны не играли такой важной роли в мировой экономике, как сейчас. Глава МВФ подтвердил, что пересмотр квот будет завершен в январе 2011 года, как и планировалось, однако отказался назвать конкретные параметры этого пересмотра. По словам Алексея Кудрина, они не будут ясны и по итогам встречи " большой двадцатки " в Питсбурге. В финальном коммюнике финансовой " двадцатки " лишь зафиксировано, что необходимо " существенно повысить представительство стран с быстроразвивающимися рынками и развивающихся стран, включая беднейшие, с целью отобразить изменения в мировой экономике " . А СтроссКан в свою очередь добавил, что страны " большой двадцатки " выполнили взятое на себя в апреле этого года ( на саммите " большой двадцатки " в Лондоне) обязательство увеличить ресурсы МВФ до $ 750 млрд.
Налоговые гавани закроют в марте 2010 года
На саммите был определен и крайний срок для так называемых налоговых гаваней — стран с льготными налоговыми режимами. Санкции по отношению к ним не будут приниматься до марта 2010 года. К этому времени эти юрисдикции должны заключить соглашения с другими государствами об обмене налоговой информацией.
Дело в том, что состоятельные граждане многих стран укрывают свои доходы в банках "гаваней", которые не раскрывают личную информацию перед налоговыми органами других стран. Новые контуры сотрудничества планируется разработать к ноябрю 2009 года. Среди санкций может быть пересмотр отношения МВФ к той или иной стране. Экономические санкции будут вводить также члены "большой двадцатки". Речь прежде всего идет о странах из так называемых серого и черного списков. В первый вошли страны, которые подписывали соглашения о соблюдении международных налоговых стандартов, но не выполняют их: Андорра, Лихтенштейн, Монако, Австрия, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Сингапур и др. Там же офшорные зоны: британские Виргинские острова, Кайман острова, Багамские острова. А вообще не подписывали никаких международных соглашений ( черный список) только четыре страны: Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай.
Реакция государств из черного и серого списков последовала незамедлительно. О готовности сотрудничать уже заявили Коста-Рика, Уругвай, Виргинские острова, Кайман острова. Кроме того, о раскрытии информации о своих клиентах уже заявил швейцарский банк UBS .
На саммитах что-то решается?
Михаил Маргелов, председатель комитета Совета федерации по международным делам
Бесспорно, решается. Любая встреча на высшем уровне имеет всемирно-историческое значение даже не потому, что на ней что-то решили, а из-за того, что она уже состоялась. Это в некоторой степени напоминает съезды КПСС, которые в свое время проходили в СССР. Всемирно-историческое значение съезда КПСС было не столько в его решении, сколько в факте его проведения. То, что два или более лидеров держав встречаются лично, а не общаются через экспертов, посланников, советников, министров и так далее, говорит о том, что уровень обсуждаемых проблем соответствует уровню глав государств. А рабочие вопросы решаются уже на уровне министерства иностранных дел, межправительственных комиссий или, скажем, на уровне рабочих групп сената США и Совета федерации РФ.
Как говорится, у каждого свой участок работы.
А высший уровень, что называется, освещает все то, что сделано предшественниками и, что самое главное, задает некие ориентиры: куда двинемся дальше.
Валерий Рязанский, член комитета Госдумы по образованию, первый заместитель руководителя фракции " Единая Россия "
По моему, саммиты важны прежде всего тем, что на них можно не только заявить позицию своей страны, но и выслушать точку зрения главы другого государства. Также на них можно выяснить, есть ли, скажем, коллективное противодействие позиции какой-то страны. Когда встречи идут с глазу на глаз — это один формат, а когда собирается, скажем, та же " восьмерка " — это уже другой формат, позволяющий ставить вопросы совершенно другого масштаба взаимодействия. Это уже политика, а в ней, как известно, очень часто важны нюансы. Саммиты — это сбор политиков, общение, а также более плотное выяснение позиций сторон. Но это не форумы, на которых принимаются абсолютно конкретные решения, подписываются договора и так далее. На саммитах осуществляется некое политическое прощупывание позиций сторон. То есть саммит — это место, где важны тенденции и нюансы во взаимоотношениях и позициях. А договоренности, как правило, подписываются уже рабочими инструментариями стран.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков
Ни для кого не является секретом, что от межгосударственных отношений очень сильно зависит финансовая сфера. Можно испортить всю инвестиционно-финансовую сферу, а можно, наоборот, создать некий уровень с минимизацией лишних затрат, ненужных ограничений, пошлин, рисков и волатильности, которая уже не будет зависеть от любого политического чиха.
Нельзя сказать, что саммиты напрямую так влияют на что-то, что инвесторы сразу достают из кармана деньги и начинают их вкладывать, потому что идет процесс не прямого, но косвенного воздействия. Но естественно и то, что на саммиты реагирует рынок. Для меня саммит — это когда решения принимаются дальше и уже на уровне глав государств решаются политические вопросы, влияющие на взаимоотношения. Но самое главное, что может быть после саммита, — это общее накопление доверия или, наоборот, недоверия.
Любовь Слиска зампред Госдумы (фракция "Единая Россия")
Честно говоря, на саммитах все больше пустой болтовни, упреков и какой-то несусветной политики.
Я говорю не о главах государств, а о парламентариях, которые работают в самых разных форматах, но по одним схемам. Многие приезжают просто с заготовками, которые обсуждаются на парламентских ассамблеях и НАТО, и ОБСЕ, и ПАСЕ, и так далее. И тем не менее на саммитах встречаются главы государств, а не исполнители — министры тех или иных правительств. И сейчас в условиях кризиса новые консультации и рекомендации тоже могут что-то дать.
Posted on Mon, 07 Sep 2009 05:35:28 +0400 at
http://gzt.ru/topnews/economics/258601.html
Author: mail@gzt.ru (Андрей Бирюков, Александр Саргин)