Федеральная резервная система (ФРС) США намерена ввести контроль за вознаграждениями сотрудников банков и получить право требовать изменений, если бонусы представляют потенциальную опасность для работы банка. Официальный документ, как ожидается, будет обнародован через несколько недель.
Как сообщает The Wall Street Journal, план ФРС предполагает, что около 20 крупнейших финансовых институтов США будут регулярно предоставлять в регулирующие органы действующие схемы вознаграждения своих сотрудников. Регулятор, в свою очередь, определит, насколько эти схемы нуждаются в изменениях, и проведет соответствующую корректировку. Например, продлит на несколько лет бонусные схемы, чтобы более полно выявились все возможные потери по финансовым операциям. За более мелкими финансовыми институтами контроль будет менее жестким и ограничится выпуском общих рекомендаций по построению схем вознаграждения.
Обратиться к проблеме бонусов в США были вынуждены в августе, когда выяснилось, что девять крупнейших финансовых институтов страны за прошлый год выплатили своим сотрудникам бонусов на $32,6 млрд. Для сравнения, это на треть больше, чем бюджетный дефицит одного из самых проблемных в финансовом отношении штатов – Калифорнии. При этом у шести банков размер бонусов руководителям в среднем в 2 раза превысил размер полученной ими за это время чистой прибыли. Между тем федеральная помощь американским банкам обошлась в $175 млрд в рамках программы по спасению проблемных активов. Все эти расходы легли на плечи налогоплательщиков.
Европейский путь
Гигантские суммы выплат вскрывались и в Европе. При этом лидеры ведущих стран Европейского союза сейчас готовы пойти в своих ограничивающих мерах даже дальше, чем США. На минувшем саммите G20 ими было решено, что бонусы должны устанавливаться на "соответствующем уровне по отношению к фиксированной части вознаграждения и были привязаны к показателям банка, подразделения и конкретного лица". Для тех, кто не будет следовать этим рекомендациям, лидеры ЕС договорились вводить санкции на национальном уровне. Принятие конкретных решений ожидается на предстоящем 24-25 сентября саммите "большой двадцатки" в Питтсбурге (США).
Отыграются на клиентах
Впрочем, эксперты все равно пока не поддерживают намерение регуляторов взять все бонусы на контроль. "Если управляющим урезать бонусы, у них не будет стимула применять какие-либо более или менее агрессивные схемы управления капиталом. Будут применяться консервативные схемы, лишь бы обеспечить декларированную доходность портфеля для клиента. А в текущих условиях нестабильного рынка консервативные позиционные схемы инвестирования зачастую оказываются как раз наиболее рискованными", – комментирует аналитик брокерской компании TeleTRADE D.J. Роман Мамчиц.
Его поддерживает и управляющий директор фонда MidCap Sickle and Hammer Владимир Рожанковский. "Я остаюсь сторонником либеральной точки зрения, – говорит он. – Решать вопрос, выплачивать бонусы или нет, должны акционеры, а не общественность, которая не имеет к этому вопросу никакого отношения". При этом Рожанковский добавляет, что если государство является основным акционером в финансовом учреждении, то оно, конечно, может и должно контролировать выплаты топ-менеджменту.
Российское самоограничение
В России проработанность антибонусных мер остается на наиболее низком уровне среди стран G7. Несмотря на то что еще весной президент Дмитрий Медведев недвусмысленно намекал на необходимость "самоограничения" топ-менеджмента компаний и банков с государственным участием, выплаты в них пока несильно отстают от частников. Так, согласно данным, обнародованным на прошлой неделе депутатами, в Россельхозбанке девять членов правления получили за прошлый год 187,48 млн рублей вознаграждения. При этом в частном Райффайзенбанке семь членов правления за прошлый год получили зарплат на 85,79 млн руб и 74,09 млн руб в виде премий.
Posted on Mon, 21 Sep 2009 12:47:53 +0400 at
http://gzt.ru/topnews/economics/261369.html
Author: mail@gzt.ru (Наталия Еремина)