Во вторник, 15 сентября, в Израиль прибыл спецпосланник президента США на Ближнем Востоке Джордж Митчелл. Митчелл заявил, что Вашингтон надеется в скором времени преодолеть разногласия с Тель-Авивом по поводу еврейских поселений и перейти к обсуждению более важных вопросов.
Об отношениях Израиля с США, российских военных поставках Ирану и ближневосточном мирном процессе корреспонденту "Газеты" Игорю Крючкову рассказал председатель правящей коалиции израильского парламента Зеэв Элькин.
- Вчера стало известно, что в результате египетских переговоров два крупнейших палестинских политических движения – умеренное ФАТХ и экстремистское ХАМАС – достигли соглашения о восстановлении отношений. Ожидается, что эти группировки создадут коалиционное правительство Палестинской национальной администрации после выборов 2010 года. Как к этому относится нынешнее израильское правительство?
Это не первое сообщение о принципиальной договоренности ХАМАС и ФАТХ преодолеть разногласия. До сих пор эти надежды палестинских политиков не приводили к каким-либо материальным, юридически закрепленным соглашениям. Поэтому нужно очень осторожно относиться к попыткам возобновления союза этих палестинских движений. Лучше дождаться реального результата. Если же перевести вопрос из практической плоскости в теоретическую, то в принципе позиция Израиля в отношении ХАМАС и любых коалиций, куда это движение может входить, ограничивается тремя простыми условиями. Они фактически совпадают с условиями, которые выдвигает в адрес ХАМАС "ближневосточный квартет" (Россия, США, ЕС и ООН. – GZT .RU) для того, чтобы оно могло стать полноценным участником политической игры.
Во-первых, это отказ от террористической деятельности. ХАМАС, как мы знаем, до сих пор организует теракты, направленные против мирного населения как на палестинских территориях Иудеи и Самарии, так и на непосредственно израильских территориях. Во-вторых, это признание самого Израиля. Всегда очень сложно вести диалог со структурой, которая не готова признать твое право на существование, вне зависимости от вопросов границ. В-третьих, мы требуем от ХАМАС признать все договоры, которые были заключены ранее между израильской и палестинской сторонами ранее. Это тоже принятые во всем мире правила дипломатического общения. Невозможно вести какие-то конструктивные переговоры, если новые власти отказываются от любых соглашений, заключенных властью предыдущей. Израиль очень тщательно соблюдает все договоренности, заключенные предыдущими правительствами, несмотря на все идеологические разногласия. И ожидает такого же подхода от своих партнеров.
Выполнение этих трех условий автоматически превратит ХАМАС в структуру, с которой можно вести диалог. И соответственно, если эти условия не будут выполнять какие-либо другие политические движения, Израиль не будет идти на контакт и с ними. Это относится к любой политической коалиции с участием ХАМАС в его нынешней конфигурации. Если существенная часть палестинского правительства не будет признавать Израиль, то это сделает бессмысленным наши контакты с таким правительством.
- В начале работы вашей правительственной коалиции вы говорили, что Израилю необходимо выработать новые подходы к израильско-палестинским отношениям, в том числе экономические. Выработаны ли они теперь и насколько они успешны?
Эти меры уже выполняются. Насколько они успешны, говорить рано, хотя, действительно, в СМИ появились сообщения о том, что экономика Западного берега (часть Палестинской автономии – GZT .RU) впервые за много лет начала расти. Что касается непосредственно этих мер, то они применяются в двух плоскостях.
Первая – это попытка отказа от ограничений, которые могут замедлить рост палестинской экономики: снижение числа блокпостов, облегчение путей сообщения. Хотя, конечно, снятие ограничений происходит до того уровня, который не поставил бы безопасность Израиля под угрозу. Также развивается процесс передачи палестинской администрации больших полномочий в сфере самоуправления.
Второй блок мер подразумевает поддержку международных программ и проектов, направленных на улучшение уровня жизни палестинцев. В этом аспекте важно отслеживать и одобрять такие проекты, которые реально приносили бы деньги населению, а не оседали бы в карманах власть придержащих. Дело в том, что в прошлом такие прецеденты случались, например, этим был грешен ФАТХ в своих прошлых конфигурациях и вариантах. Это, кстати, отчасти и привело к результатам палестинских выборов 2006 года (когда к власти пришло экстремистское правительство ХАМАС. – GZT .RU).
Также поддерживаются и внутренние палестинские экономические проекты, которые требуют в том числе и израильского содействия.
- При таком уровне сотрудничестве с палестинцами, почему премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху на государственном уровне одобрил продолжение непопулярного в палестинских кругах строительства еврейских поселений ?
Речь идет о том, что на территориях Иудеи и Самарии живет несколько сот тысяч израильских граждан. Они рожают детей, дети растут и хотят строить дома рядом с родителями. И говорить о том, что введение запрета о строительстве поселений на этих территориях, нарушает принцип статус-кво, на самом деле, неверно. Потому что при таком запрете палестинцы, в свою очередь, продолжат строительство своих поселений, в том числе в зоне C (территории, которые находятся под контролем Израиля, согласно международным соглашениям в Осло 1993 года).
Таким образом, идея о запрете еврейского строительства – это требование прекратить постройку поселений на определенной территории, основанное сугубо на национально-религиозном принципе. Если бы такое решение было бы принято в какой-либо другой стране, то ее власти наверняка столкнулись бы с обвинениями в антисемитской политике.
- Не кажется ли вам, что такой подход угрожает не только палестино-израильскому мирному процессу, но и взаимоотношениям между Израилем и США?
Я не считаю, что этот подход помешает мирному процессу. Палестинцы вели переговоры с правительством Эхуда Ольмерта (предыдущий премьер-министр Израиля. – GZT .RU), которое вообще не ограничивало строительство поселений. Поэтому требование прекратить строительство – это некая новая палестинская позиция, вызванная желанием получить от Израиля дополнительные уступки.
Более того, возобновление строительства поселений – это сознательная мера Израиля, направленная на оживление переговоров с палестинцами. Дело в том, что в случае полного прекращения строительства поселений палестинская сторона потеряет один из главных стимулов, который заставляет их говорить о подписании мирного договора с Израилем. Создание полноценного государства Палестина создаст много проблем для нынешних палестинских лидеров, например, возрастающее чувство ответственности за свои поступки. Существуют большие сомнения по поводу реальной заинтересованности этих людей в успешном мирном процессе.
Что касается американской администрации, то, несмотря на высказанную Вашингтоном критику, видно, что решение Нетаньяху не привело к резкому обострению отношений Израиля с США. Последние действия премьер-министра рассматриваются Вашингтоном в контексте неоднократных жестов доброй воли, которые сделало израильское правительство в отношении Палестинской автономии.
Кстати, критика решений Нетаньяху внутри Израиля намного мощнее, чем американская. Каждое решение в отношении еврейских поселений сталкивается с жестким противодействием израильских парламентских фракций. И любой жест доброй воли Нетаньяху по отношению к палестинской стороне вызывает стабильно негативную реакцию у правящей коалиции, которая считает такие уступки недопустимыми.
- На прошлой неделе СМИ заговорили о недовольстве, которое вызывает у Израиля намерения России поставить Ирану противоракетные комплексы С-300. Насколько изменилась позиции Израиля по этому поводу?
Израиль неоднократно объяснялся по этому поводу. Прежде всего, необходимо сказать, что мы не считаем ядерную проблему Ирана своей проблемой. Если эта страна получит ядерное оружие, это повлечет за собой множество последствий, которые отразятся на всех крупных международных игроках.
Прежде всего, это приведет к новому витку ядерной гонки – на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия не сможет терпеть мысли о том, что она не обладает ядерным оружием в то время, как им обладает Иран. За этими странами устремятся Египет и Сирия. В итоге изменится весь геополитический расклад в регионе. Ядерный Ближний Восток – это уже совсем другие правила игры.
Это приведет к изменению террористической угрозы, поскольку военные технологии региона определяют и методы действия исламских террористов. Если ядерные державы Ближнего Востока продолжат поддерживать экстремистские религиозно-политические движения, то вскоре могут произойти теракты с использованием "грязных бомб" (снаряды с радиоактивным элементом, который распыляется во время взрыва. – GZT .RU).
При этом, по расчетам Израиля, отсчет до той точки, когда Иран получит все технологии, позволяющие создать ядерную бомбу по первому приказу, идет уже не на годы, а на месяцы.
В таких условиях Израиль оставляет за собой право защитить свою безопасность любым доступным способом. Это связано, в первую очередь, с угрозами уничтожить израильское государство, к которым не раз прибегал нынешний иранский режим.
Говоря о российских военных поставках , позицию Израиля можно охарактеризовать следующим образом. Появление у Ирана средств противоракетной защиты, которых сейчас у этой страны нет, может создать новые условия для нашей страны. Они могут заставить Израиль действовать еще раньше. Дело в том, что сама возможность поставок современных средств противоракетной защиты Ирану Израиль может расценить как угрозу своей безопасности.
Насколько я могу судить по последней информации, Россия проявляет понимание в этом вопросе . Надеюсь, это позволит сохранить безопасность региона.
Posted on Tue, 15 Sep 2009 14:38:19 +0400 at
http://gzt.ru/topnews/politics/260331.html
Author: mail@gzt.ru (Игорь Крючков)