Производители лекарств завышают цены и не способны выпускать высокоэффективные препараты
Тема лекарств стала вчера главной на встрече Владимира Путина с генпрокурором Юрием Чайкой, а также на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, которую Дмитрий Медведев провел в Покрове. В ходе первой встречи стало известно, что оптово-розничные организации в фармацевтической сфере сильно завышают цены и в ближайшее время могут быть оштрафованы на сотни миллионов рублей. Дмитрий Медведев в свою очередь отметил, что треть жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС) не производится в России, а отечественная промышленность не готова выпускать высокоэффективные лекарственные препараты.
Штрафы как у нефтяников
"Думаю, что по результатам рассмотрения этих дел в судах соответствующие организации будут оштрафованы, и речь будет идти о сотнях миллионов, если не о миллиардах рублей", — сделал вчера сенсационное заявление Юрий Чайка. На сегодня, по его словам, Генпрокуратура возбудила около 400 административных дел и пять уголовных о нарушениях ценообразования на лекарства. "До сих пор штрафы фармкомпаниям ограничивались сотнями или тысячами рублей", — отмечает директор DSM Group Александр Кузин. Тучи над поставщиками начали сгущаться после того, как 30 июля Путин на правительстве резко осудил завышение цен на лекарства.
"Цены на ЖВНЛС в обязательном порядке регулируются субъектами федерации, — поясняет директор компании "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. — Они определяют методику расчета максимальной цены и коэффициенты надбавок. В каждом регионе методика разная". Именно за нарушения ценообразования на такие лекарства компании, работающие на фармрынке, получат штрафы.
По словам Мелик-Гусейнова, цены на другие лекарства в некоторых регионах регулируются, а в некоторых нет. Сейчас лекарства после производителя проходят через двух-трех посредников (в некоторых случаях их количество доходит до 15), розничную наценку устанавливают аптеки.
"В результате в каждом регионе цены варьировались в зависимости от желания чиновников, — поясняет Юрий Чайка. — В 10 регионах оптовая надбавка составляла 50—100%, в 34 — 30—50%, а в Самарской области вообще все было отдано на откуп поставщикам". Однако, по словам Мелик-Гусейнова, в Самарской области цены на лекарства из-за высокой конкуренции самые низкие. Чайка сообщил, что после вынесенных Генпрокуратурой предупреждений 280 торговых организаций снизили надбавки на лекарства до уровня, установленного субъектом.
Штрафы, которые Генпрокуратура может вынести компаниям на фармрынке, велики, но пока не критичны. По словам МеликГусейнова, ежегодный оборот российского фармрынка — $ 16 млрд. Однако штрафы могут возрасти. На заседании правительства 30 июля был одобрен проект постановления " О совершенствовании регулирования цен на ЖНВЛС " . Он предполагает введение обязательной госрегистрации предельных отпускных цен производителей. До 1 марта 2010 года цены на ранее выпущенные лекарства следует привести в соответствие с единой методикой.
Устаревшая однотипная номенклатура
Если у премьера разговор шел в основном о ценах на лекарства, то у президента — о качестве отечественных лекарств. "Наша сегодняшняя промышленность в основном продолжает выпускать устаревшую однотипную номенклатуру и, как правило, импортные дженерики из закупаемых за рубежом субстанций " , — заявил Медведев.
Министр промышленности и торговли Виктор Христенко привел цифры. Из обращающихся на территории России 3,5 тыс. лекарственных средств в перечень ЖВНЛС включены 650 наименований, из них 248 — не производятся в России. Христенко также сообщил, что импорт сейчас занимает 80% рынка лекарственных средств, при этом доля импорта в структуре госзакупок — 35%. "В программе дополнительного лекарственного обеспечения 94% препаратов импортные " , — дополняет статистику Александр Кузин.
Христенко и Медведев, однако, не оставляют надежд на лучшее. Помочь могут инициативы "сверху". Чтобы изменить ситуацию, Минпромторг вчера представил пять приоритетных фармацевтических проектов, для которых необходимы бюджетные средства и средства госкорпораций (см. справку). Христенко не сомневается, что понятная регулятивная среда позволит российским компаниям к 2015 году закрыть все государственные потребности в основных медицинских препаратах, несмотря на то, что российские компании тратят на исследования и разработки только 1—2% выручки, тогда как как у мировых лидеров на эти цели идет около 20% дохода.
Пять проектов на 15 млрд
На заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Виктор Христенко представил пять приоритетных фармацевтических проектов. Для реализации четырех из них необходимы средства госкорпораций.
1. Создание научно-исследовательского центра "Генериум" на базе компании "Лекко" (Владимирская область). Общий объем финансирования — 2,6 млрд рублей (600 млн рублей из них уже вложено).
2. Строительство научно-производственного комплекса "Бета" (производство медицинской техники для каскадной фильтрации плазмы крови). Инвестировано "Роснано" 800 млн рублей, на финансирование в ближайшие четыре года предлагается направить еще 1,29 млрд рублей.
3. Разработки центра высоких технологий "ХимРар". Со стороны институтов развития в течение трех лет предлагается привлечь 2,046 млрд рублей.
4. Проект компании "Биокад" (создание полного цикла производства препаратов на основе моноклональных антител). Общий объем инвестиций в ближайшие три года — 650 млн рублей, из них 600 млн рублей предлагается профинансировать за счет институтов развития.
5. Проект федерального государственного унитарного предприятия "Медрадиопрепарат" (Федеральное медико-биологическое агентство) по производству радиофармацевтической продукции. Общий объем инвестиций в ближайшие три года — 11,48 млрд рублей. Из них 10,69 млрд предлагается направить из федерального бюджета.
Можно ли модернизировать экономику сверху?
Валерий Рязанский / член комитета Госдумы по образованию (первый замруководителя фракции "Единая Россия")
Все-таки это действие должно быть синхронизированным: власти сверху, которая дает импульс и гарантирует бизнесу, что процесс не будет брошен на произвол судьбы, а также, собственно, самого бизнеса. Ведь ни одно преобразование не может быть произведено усилиями лишь одного рынка. Именно поэтому он очень чувствительно к роли государства и относится: как к его чрезмерному участию, так и к полной отстраненности. Нужно находить в данном вопросе баланс, который может привести только к успеху.
Владимир Рубанов / член президиума Совета по внешней и оборонной политике
Сейчас основная проблема модернизации связана с четким пониманием стратегии, с длинными деньгами и организаторской работой.
А ни тем, ни другим, ни третьим наш бизнес не обладает. Он может что-то улучшить в сырьевой экономике, за- купить готовое отработанное оборудование за рубежом и так далее.
Но не будет ждать во имя интересов отечественных разработчиков и производителей высокотехнологичных изделий, пока у нас сделают что-то свое. Бизнес делает то, что проще и экономически эффективнее — причем я здесь его понимаю. Даже госкорпорации, как вы видите, начинают приобретать чужое вооружение.
Все это вполне естественный процесс. Поэтому модернизация может быть осуществлена только государством. Многие вещи, которые с модернизацией связаны, являются не плодом бухгалтерских расчетов, а достаточно глубоким прогнозированием того облика России, который она может и намерена иметь. А это опять не задача бизнеса. Тем более что сегодня идет смена технологического уклада и меняется ядро технологий. Которое приводит к тому, что требуется начинать новые циклы, отталкиваясь от фундаментальных исследований.
Если брать научную политику Оба мы, то американское правительство увеличивает вложения в фундаментальную науку в полтора раза и фактически запускает новую научную базу для новых разработок. И здесь у России появляется шанс, так как те направления, по которым сейчас ищутся научные ответы на новые технологические вызовы, уходят в область математики, системных исследований и универсального знания, где нашу страну бог не обидел. Однако если мы хотим дать денег и через три месяца их вернуть, то мы никогда не сдвинемся с места и не переступим порог модернизации. Нужно собраться и сыграть вдлинную.
Сергей Пикин / директор Фонда энергетического развития
Думаю, что в первую очередь речь идет не о модернизации отдельных производств, а о модернизации самой инфраструктуры. Потому что, если мы будем устраивать все на изношенном фундаменте, новые наслоения его только быстрее обрушат. А в области инфраструктуры без главенствующей роли государства бизнесу не обойтись — и это не чисто российская особенность. Государство может организовывать с частным бизнесом какие-то совместные инвестпроекты, но основная роль все равно будет за ним. Кроме того, государство всегда должно озвучивать внятные правила игры, которые бы со временем не менялись и на основе которых бизнес мог бы разрабатывать более или менее долгосрочные стратегии. Ведь пока этого не будет, бизнес в развитие и модернизацию вкладываться не будет, а будет эксплуатировать по максимуму то, что уже есть. Наконец, государство должно организовывать также контроль за тем, чтобы бизнес играл по этим установленным правилам.
Игорь Чесноков / руководитель аналитического отдела ИА "Интегрум"
В одностороннем порядке сделать ничего невозможно: подобные попытки уже предпринимались, но существующее устройство взаимодействия бизнеса и власти ничего сделать не позволило. Сейчас роль государства в российской экономике — около 50%, что на 20% превышает средние показатели. К сожалению, специфика государственного бизнеса в России предполагает высокую степень бюрократизации, лоббирования, неэффективности исполнения решений, принятых на высоком уровне, и так далее. В результате эти решения попросту нивелируются. Поэтому если говорить о модернизации экономики, то нужно говорить о двусторонней работе. Однако здесь необходимы решительные действия, на которые правительство вряд ли пойдет, поскольку социальная политика является у нас приоритетным направлением, а подобные действия будут подразумевать рост социальной напряженности.
Александр Бречалов / президент компании "ВБО Консалтинг", вице-президент "ОПОРЫ России"
Задать вектор движения экономики в нашей стране может только власть сверху. Но как-то заставить бизнес модернизироваться невозможно — бизнес на то и бизнес, чтобы самому оценивать и взвешивать свои пути развития, принимая самостоятельные решения. Зато государство может создать условия для модернизации как уже существующего бизнеса, так и для того, чтобы только зарождающийся бизнес работал и развивался по новым стандартам и форматам с учетом инновационных технологий.
Posted on Tue, 01 Sep 2009 04:37:06 +0400 at
http://gzt.ru/topnews/economics/257576.html
Author: mail@gzt.ru (Андрей Бирюков, Александр Саргин)